Fork me on GitHub

Cпецификации и типы

В этом уроке мы узнаем о директивах @spec и @type. Первая — скорее дополнение синтаксиса языка для написания документации, которая может быть проанализирована специальными инструментами. Вторая — помогает нам писать более читаемый и понятный код.

Содержание

Введение

Иногда вы можете захотеть сделать описание для интерфейса вашей функции. Конечно, вы можете использовать аннотацию @doc, но это информация для других разработчиков, которая не проверяется во время компиляции. В Elixir есть аннотация @spec, она позволяет описать спецификацию функции, и может использоваться для дополнительной проверки кода.

Такая спецификация может получиться весьма объёмной из-за сложных параметров. Вы можете упростить её, определяя свои типы. В Elixir для этого существует аннотация @type. С другой стороны, Elixir всё равно остаётся динамическим языком. Это значит, что вся информация о типах будет проигнорирована компилятором, но может быть использована другими инструментами.

Спецификация

Если у вас есть опыт работы с Java или Ruby, вы можете думать о спецификации как об интерфейсе. Спецификация определяет типы параметров и возвращаемого значения функции.

Чтобы описать принимаемые и возращаемые функцией типы мы используем директиву @spec, распологая её прямо перед определением функции. Директива принимает в качестве параметров: имя функции, список типов аргументов функции, и, после знака ::, тип возвращаемого значения.

Рассмотрим пример:

@spec sum_product(integer) :: integer
def sum_product(a) do
    [1, 2, 3]
    |> Enum.map(fn el -> el * a end)
    |> Enum.sum
end

Всё выглядит верно и мы получим правильный результат после вызова функции, но Enum.sum возвращает значение типа number а не integer, как мы ожидали в @spec. Это может быть источником ошибок! Существуют инструменты статического анализа кода, например Dialyzer, которые помогают нам найти такие ошибки. Мы поговорим о них в других уроках.

Пользовательские типы

Создание спецификации — хорошо, но иногда наши функции работают со сложными структурами данных, вместо чисел или списков. В таком случае определение в @spec будет очень сложно понять и/или изменить. Иногда функциям необходимо принимать большое число параметров или возвращать сложные структуры данных. Длинный список параметров — это одно из потенциально проблемных мест кода. В объектно-ориентированных языках, таких как Ruby или Java, мы легко можем определить классы, которые помогут нам решить эту проблему. В Elixir нет классов, но благодаря тому, что он легко расширяем, мы можем определять наши собственные типы.

Изначально Elixir уже содержит некоторые простые типы, такие как integer или pid. Вы можете найти полный список доступных типов в документации.

Определение пользовательского типа

Изменим нашу функцию sum_times и добавим несколько дополнительных параметров:

@spec sum_times(integer, %Examples{first: integer, last: integer}) :: integer
def sum_times(a, params) do
    for i <- params.first..params.last do
        i
    end
       |> Enum.map(fn el -> el * a end)
       |> Enum.sum
       |> round
end

Мы добавили в модуль Examples струкутру, которая содержит два поля: first и last. Это упрощенная версия структуры из модуля Range. Мы поговорим о структурах в разделе модули. Представьте, что нам надо написать в нашем коде спецификации, включающие структуру Examples, множество раз. Это будет довольно нудно — писать длинную, сложную спецификацию, и может послужить источником ошибок. Решением этой проблемы будет директива @type.

У Elixir есть три директивы для определения типов:

Запишем определение нашего типа:

defmodule Examples do

    defstruct first: nil, last: nil

    @type t(first, last) :: %Examples{first: first, last: last}

    @type t :: %Examples{first: integer, last: integer}

end

Мы определили тип t(first, last), который представляет нашу структуру %Examples{first: first, last: last}. Теперь мы видим, что типы могут принимать параметры. Но мы также опредили и тип t, в данном случае это представление структуры %Examples{first: integer, last: integer}.

В чем отличие? Первый — представляет структуру Examples, в которой оба ключа могут иметь любой тип. Второй — представляет структуру, ключи в которой имеют тип integer. Это означает, что такой код:

@spec sum_times(integer, Examples.t) :: integer
def sum_times(a, params) do
    for i <- params.first..params.last do
        i
    end
       |> Enum.map(fn el -> el * a end)
       |> Enum.sum
       |> round
end

равносилен коду:

@spec sum_times(integer, Examples.t(integer, integer)) :: integer
def sum_times(a, params) do
    for i <- params.first..params.last do
        i
    end
       |> Enum.map(fn el -> el * a end)
       |> Enum.sum
       |> round
end

Документирование типов

Последний вопрос, который нам надо обсудить: как документировать наши типы. Как известно из урока документирование, для описания функций и модулей у нас есть аннотации @doc и @moduledoc. Для описания наших типов мы можем использовать @typedoc:

defmodule Examples do

    @typedoc """
        Тип, который представляет структуру Examples с полями :first типа integer и :last типа integer.
    """
    @type t :: %Examples{first: integer, last: integer}

end

Директива @typedoc аналогична директивам @doc и @moduledoc.


Поделиться

Fork me on GitHub

Specifications and types

In this lesson we will learn about @spec and @type syntax. First is more syntax complement for writing documentation that could be analyzed by tools. Second helps us to write more readable and easier to understand code.

Table of Contents

Introduction

It’s not uncommon you would like to describe interface of your function. Of course You can use @doc annotation, but it is only information for other developers that is not checked in compilation time. For this purpose Elixir has @spec annotation to describe specification of function that will be checked by compiler.

However in some cases specification is going to be quite big and complicated. If you would like to reduce complexity, you want to introduce custom type definition. Elixir has @type annotation for that. In the other hand, Elixir is still dynamic language. That means all information about type will be ignored by compiler, but could be used by other tools.

Specification

If you have experience with Java or Ruby you could think about specification as an interface. Specification defines what should be type of function parameters and return value.

To define input and output types we use @spec directive placed right before function definition and taking as a params name of function, list of parameter types, and after :: type of return value.

Let’s take a look at example:

@spec sum_product(integer) :: integer
def sum_product(a) do
    [1, 2, 3]
    |> Enum.map(fn el -> el * a end)
    |> Enum.sum
end

Everything looks ok and when we call valid result will be return, but function Enum.sum returns number not integer as we expected in @spec. It could be source of bugs! There are tools like Dialyzer to static analysis of code that helps us to find this type of bugs. We will talk about them in another lesson.

Custom types

Writing specifications is nice, but sometimes our functions works with more complex data structures than simple numbers or collections. In that definition’s case in @spec it could be hard to understand and/or change for other developers. Sometimes functions need to take in a large number of parameters or return complex data. A long parameters list is one of many potential bad smells in one’s code. In object oriented-languages like Ruby or Java we could easily define classes that help us to solve this problem. Elixir hasn’t classes but because is easy to extends that we could define our types.

Out of box Elixir contains some basic types like integer or pid. You can find full list of available types in documentation.

Defining custom type

Let’s modify our sum_times function and introduce some extra params:

@spec sum_times(integer, %Examples{first: integer, last: integer}) :: integer
def sum_times(a, params) do
    for i <- params.first..params.last do
        i
    end
       |> Enum.map(fn el -> el * a end)
       |> Enum.sum
       |> round
end

We introduced a struct in Examples module that contains two fields first and last. That is simpler version of struct from Range module. We will talk about structs when we get into discussing modules. Lets imagine that we need to specification with Examples struct in many places. It would be annoying to write long, complex specifications and could be a source of bugs. A solution to this problem is @type.

Elixir has three directives for types:

Let define our type:

defmodule Examples do

    defstruct first: nil, last: nil

    @type t(first, last) :: %Examples{first: first, last: last}

    @type t :: %Examples{first: integer, last: integer}

end

We defined the type t(first, last) already, which is a representation of the struct %Examples{first: first, last: last}. At this point we see types could takes parameters, but we defined type t as well and this time it is a representation of the struct %Examples{first: integer, last: integer}.

What is a difference? First one represents the struct Examples of which the two keys could be any type. Second one represents struct which keys are integers. That means code like this:

@spec sum_times(integer, Examples.t) :: integer
def sum_times(a, params) do
    for i <- params.first..params.last do
        i
    end
       |> Enum.map(fn el -> el * a end)
       |> Enum.sum
       |> round
end

Is equal to code like:

@spec sum_times(integer, Examples.t(integer, integer)) :: integer
def sum_times(a, params) do
    for i <- params.first..params.last do
        i
    end
       |> Enum.map(fn el -> el * a end)
       |> Enum.sum
       |> round
end

Documentation of types

The last element that we need to talk about is how to document our types. As we know from documentation lesson we have @doc and @moduledoc annotations to create documentation for functions and modules. For documenting our types we can use @typedoc:

defmodule Examples do
    
    @typedoc """
        Type that represents Examples struct with :first as integer and :last as integer.
    """
    @type t :: %Examples{first: integer, last: integer}

end

Directive @typedoc is similar to @doc and @moduledoc.


Share This Page